d0nrumata ([info]d0nrumata) wrote,
@ 2008-02-16 01:21:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Current location:Abbots Way, Auckland, NZ
Current mood:>.< (- Semagic буянит что-то..
Current music:lastfm://user/d0nrumata/playlist
Entry tags:6degrees, Интересное, Интернет, Мысли, Соц. сети, Эксперименты

Мир тесен: Six Degrees of Separation

Я уже писал о том, что мир тесен, на примере своего рода "социальных открытий" одной недели. С тех пор временами задумываюсь над этой темой... И решил написать снова, но несколько в другом ключе.

Феномен "Six degrees of separation" давно попал в поле моего обзора, а с недавнего времени прочно закрепился в списке интересов, в том числе благодаря приложению Six degrees of separation - a Facebook experiment в соц. сети Facebook. Суть дела вот в чём: существует мнение, что если считать, что каждый человек в одном "шаге" от тех людей, которых он знает лично, в двух "шагах" от знакомых своих знакомых, то в среднем каждый на Земле находится от всех других людей в шести таких "шагах". Не очень понятно? Тогда пример: я лично знаком с Ваней (первый "шаг"), Ваня знает Лёшу, а я Лёшу не знаю лично (второй "шаг"), Лёша знает Боба из Нью-Йорка ("шаг" 3), Боб знает Мэри-Эн из Лондона ("шаг" 4), Мэри-Эн знает Ритеша ("шаг" 5), а Ритеш знаком с шейхом Али ("шаг" 6). Так, через "шагов", я "знаком" не только с шейхом Али, но и с любым человеком на Земле. В среднем. Такая теория...

Феномен этот пытались экспериментально проверить или теоретически доказать уже почти сто лет (как рассказывает Википедия). Раньше это конечно было трудоёмко, но теперь с развитием технологий коммуникации и проникновения этих технологий в повседневную жизнь множества людей, такой эксперимент уже не очень то и невозможен. Таким экспериментом и является вышеупомянутое приложение на Фейсбук. Поделюсь своими изысканиями (исходные данные: всего 74 "френда" в Фейсбук, большинство из "сетей" Новая Зеландия и Окленд - 46 и 23 соответственно; из сети Россия - 2). На момент написания этой записи в эксперименте приняли участие 12,742,142 человека. Среднее значение "отдаления" всех участников - 6.06. Максимальное значение - 15.

Теперь конкретика. Создатель приложения, Karl Bunyan (сеть Лондон), отдалён от меня на 5 "шагов" и связан я с ним всего одной цепочкой (то есть у меня всего один друг, через которого и ещё четверых я "знаком" с Карлом). Дальше. Тим О'Райли (автор термина Web 2.0 и вообще известный деятель в сфере технологий и бизнеса; профиль на Facebook) от меня в шести "шагах", и "знакомы" мы через одного человека. Более близкий ЖЖ-истам человек, bradБрэд Фитцпатрик (профиль на Facebook), от меня тоже в шести "шагах", но связан я с ним аж через троих разных друзей. Или, например, Пит Кешмор (профиль на Facebook), автор одного из самых популярных блогов в сети - Mashable, он от меня всего в пяти "шагах", и "знакомы" через четверых моих друзей. Да, необходимо заметить, что я не упоминаю более длинные цепочки, по которым я связан с этими людьми через других своих друзей. Наконец, ещё более знакомый русскоговорящим пользователям Живого Журнала dolboebАнтон Носик (профиль на Facebook) от меня в семи "шагах", и "знакомы" мы через одного моего друга (тут дело скорее всего в том, что на Фейсбук у меня всего дво друзей, кто сейчас в России, плюс вообще в этой сети не так много русских). Цепочки эти выстраивает экспериментальное приложение для любого пользователя Facebook, просто добавляете приложение, делаете поиск по имени человека, выбираете нужного, если нашлись тезки и смотрите цепочку, в которой указаны все люди, через которых вы можете дойти до искомого человека.

Мне кажется, это не сильно удивительно. Более удивительно само число людей, с которыми мы имеем возможность познакомиться через своих знакомых, то есть речь только о первом и втором "шагах". Снова примеры (опять спасибо соц. сетям). На чудо-одноклассниках у меня сегодня юбилей - Все друзья друзей (1000) - то есть в двух "шагах" от меня тысяча человек и это всего лишь через 40 знакомых. На МоёмКруге ситуация похожа: 12 друзей в первом круге (вот, кстати, возможная замена слову "шаг") открывают путь к двумстам людям в двух "шагах", а те, в свою очередь, к более чем 6700 людям. И добью "весом" чисел, пожалуй, с помощью LinkedIn (вдохновитель МоегоКруга и крупнейшая профессиональная соц. сеть). Там у меня 20 контактов, которые дают мне больше двухсот, опять же, потенциальных знакомств в двух "шагах" и больше 26 тысяч (!) в трёх. Меня такое впечатляет... Не даром, мы всё чаще слышим, о "сжатии" и "переплетении" мира благодаря Интернету. Глядя на эти цифры можно вполне поверить, что в шести "шагах" от каждого может набраться шесть миллиардов.

C другой стороны, я думаю, что не всё так равномерно и красиво. Все эти результаты получены не из абсолютно представительной выборки населения (отступление: как же кошмарно тяжело сформулировать по-русски то, что было изучено по-английски... это я о статистических терминах и понятиях; уж извините за корявость выражений), т.е. той, которая бы отражала всё население планеты, чтобы результаты эксперимента можно было экстраполировать на всех жителей Земли. Отнюдь. Данные результаты могут быть приложены только в жителям тех стран, где есть свободный доступ в Интернет, и вообще условия жизни схожи с теми, в которых живут упомянутые выше люди (поимённо или же в числах). Скажем, до жителей бедуинской деревни в Сахаре мне будет "дальше" (в описанных здесь "шагах"), чем до системного администратора где-нибудь в Сан-Франциско. Я уверен. Потому что, бедуины не так много контактируют с окружающим миром, да и между собой связь у них происходит не по мобильным телефонам и "асе". Хотя, бедуины, может и плохой пример... Но суть ясна.

Было бы интересно послушать мнения людей, которые от меня в одном "шаге", хотя бы по ЖЖ. То есть ваше, читатели. А может и узнать о ваших экспериментах и наблюдениях в этой области. И ещё если кто-то подскажет популярный русский перевод названия феномена, буду очень благодарен.

P.S. Благодаря moshkowМаксиму Машкову (да, www.lib.ru) я избавил себя от этих крайне надоедливых "снэпшотов", приделываемых ЖЖ ко всем внешним ссылкам. Как? Если вы пользуетесь Firefox, то ставьте AdBlock Plus, добавляйте фильтр *.snap.com/* и не тратьте больше нервы.
P.S.#2 Кататься на доске с парусом в
океане в порывистый ветер сильнее 20 узлов - это не кататься в такой же ветер на гладкой воде в Дахабе. Будем тренироваться.




(6 comments) - (Post a new comment)


[info]risen_fenix
2008-02-15 12:55 pm UTC (link)
очень интересная теория...
да, мир очень тесен, я согласна :)

(Reply to this) (Thread)


[info]d0nrumata
2008-02-15 01:06 pm UTC (link)
..аж страшно иногда

(Reply to this) (Parent)


[info]horvath
2008-02-15 01:47 pm UTC (link)
Касательно снэпшотов: http://users.livejournal.com/_night_owl_/41708.html - там даю еще одну ссылку по теме и немножко даже дискутирую.

(Reply to this) (Thread)


[info]d0nrumata
2008-02-15 10:34 pm UTC (link)
Спасибо, поглядел. Сам даже не догадался опции такие поискать в окошке...
Привет.

(Reply to this) (Parent)


[info]technocrator
2008-02-16 09:03 am UTC (link)
Я всегда повторял: "Мир тесен, а Интернет - большая деревня" :)

У меня в Моём Круге:
1 круг 52 человека (в основном, однокурсники и бывшие коллеги по фирме, причём некоторые - в обоих категориях. Не считая одного ЖЖ-френда, остальные - те, кого я лично знаю)
2 круг около 600 человек
3 круг около 14 с половиной тысячи человек
В третьем круге:
Алекс Экслер [info]exler
из Яндекса Роман Иванов [info]kukutz , Антон Попов [info]ant_on_popov, Антон Волнухин [info]anton
Валентин Озёров - известный автор книги и справки по Delphi, тоже работал в Яндексе

Сергей Орловский - основатель и президент Nival -
русской игровой компании, выпустившей культовые Герои Меча и Магии 5
Ольга "Гу" Гундарева - главная художница Nival по Героям

И ещё много, много IT-шников...

Георгий Урушадзе - директор по маркетингу НТВ, генеральный директор Национальной литературной премии


Ну если про меня лично, и не через Интернет: через двух человек был композитор Рахманинов (т.е. тоже "третий круг" :)). Прихожусь дальним родственником (на какой-то "седьмой воде") писателю Шишкову (автору "Угрюм-Реки"). По свидетельству бабушек, те самые Шишковы жили в соседней деревне, и породнились через кого-то из моих пра-пра... :) Если подумать, может быть и ещё что-то такое вспомнится. Да и не только у меня, это у любого человека найдётся, если покопать :)
А интернет и ЖЖ в частности делают пространство ещё во много раз ближе...

(Reply to this) (Thread)


[info]d0nrumata
2008-02-16 11:44 am UTC (link)
Да, занятно.
Интересно очень как дальше будет путаться этот клубок с развитием технологий...

(Reply to this) (Parent)


(6 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…